Пауль Клее: картины и их описание. Немецкий и швейцарский художник Пауль Клее (Paul Klee)

Художник Пауль Клее является одним из наиболее видных представителей авангардной живописи первой половины XX века. Его считают своим сразу в двух европейских государствах, ведь, будучи гражданином Германии, он родился, вырос и провёл остаток жизни в Швейцарии.

Детство художника

Пауль Клее, картины которого сегодня известны поклонникам живописи во всём мире, появился на свет в 1879 году в небольшом городке Мюнхенбухзее, расположенном недалеко от Берна. Семья у будущего художника оказалась творческой: его папа преподавал музыку, а мама исполняла песни. Когда Паулю было 3 года, бабушка подарила ему карандаши. С этого времени ребёнок увлёкся рисованием. Кроме живописи он с детства обучался игре на скрипке и сочинял стихи. Посещать гимназию Паулю не нравилось, мальчик предпочитал заниматься только тем, что приносило ему вдохновение.

image

Образование и первая выставка

В 1898 г. Клее стал обучаться графике в мюнхенской частной школе Г. Книрра, а спустя 2 года поступил в Академию художеств, где его преподавателем живописи стал Ф. фон Штук. После окончания учёбы Пауль путешествовал по Италии, знакомясь с зодчеством и картинами эпохи Возрождения, а затем жил в Берне и занимался графикой. В этот период им были созданы серии гравюр «Однокрылый герой», «Инвенции», «Дева на дереве» и другие. В 1906 году молодой художник взял в жёны пианистку Лили Штумпф и окончательно обосновался в Мюнхене. Именно здесь и попытался заявить о своём таланте Пауль Клее. Выставка его картин впервые состоялась в Берне в 1910 г. На ней были представлены его ранние гравюры, акварели и рисунки. Работы были написаны в стиле модерн и, к великому сожалению мастера, остались практически незамеченными.

Перевоплощение в гения

Живя в Мюнхене, Клее сблизился с Кандинским и стал членом объединения экспрессионистов «Синий всадник». Творческая группа собрала представителей искусства, создававших работы в стиле авангард. Художники, входящие в неё, посредством своих полотен выражали собственное восприятие действительности, далёкое от общепринятых в живописи академических стандартов.

image

В 1914 г. Пауль Клее отправился в путешествие по Тунису. Во время этой поездки у художника окончательно сформировался особый, присущий только ему колористический вкус. Никогда раньше Клее не писал так много, как в этот период. Из-под его кисти выходили наброски, масляные и акварельные картины («Кайруан», «По мотиву Хаммамета»).

С началом Первой мировой войны Пауль Клее был призван в ряды армии. Его не отправили на фронт, а поручили красить фюзеляжи военных самолётов. Даже в этот непростой период авангардист находил время для того, чтобы продолжать рисовать. После окончания боевых действий вернулся в Мюнхен Пауль Клее. Выставка его картин состоялась в 1920 г. Полотна, представленные на ней, больше напоминали рисунки ребёнка. Они были примитивны по своей сути, но именно детская непосредственность и привлекла к ним внимание поклонников искусства. С этого момента начался новый этап в творческой жизни художника.

В 20—30-х годах кроме написания картин он занимался преподавательской деятельностью в школе художественного конструирования и строительства Баухаус. В 1925 г. его картины были представлены на выставке сюрреалистов в Париже. После прихода к власти Гитлера Клее в 1933 г. уехал в Швейцарию, где и прошли последние годы его жизни. За это время состоялись ещё 2 выставки работ мастера (в Берне и Цюрихе). В 55 лет у художника была диагностирована склеродермия. Именно от этого недуга в 1940 г. и умер Пауль Клее. Картины, написанные ним, в своём количестве превысили 9 тысяч полотен. Почти половина из них экспонируется сегодня в посвящённом его творчеству центре, расположенном в Берне. Остальные шедевры автора можно увидеть в галереях или частных коллекциях по всему миру.

Пауль Клее в Пушкинском музее

Несмотря на то, что имя художника давно стоит на одной ступени с такими мастерами авангарда, как Матисс, Кандинский и Пикассо, в России его творчество до недавнего времени было малоизвестно. Ситуация изменилась после того, как в декабре 2014—марте 2015 гг. в Пушкинском музее Москвы состоялась экспозиция полотен Клее «Ни дня без линии». На ней поклонникам живописи представили 150 его работ, относящихся к разным творческим этапам жизни мастера. Организаторы оформили выставку таким образом, чтобы по картинам автора можно было проследить весь его путь становления как авангардиста, начиная с ранних рисунков и заканчивая поздними картинами.

Особенность стиля мастера

Чем же так привлекает любителей современного искусства Пауль Клее? Картины этого автора легко узнаются по технике исполнения. Их невозможно отнести к какому-либо одному стилю. В работах автора соединены элементы примитивизма, сюрреализма, кубизма и фовизма. Простота и незамысловатость линий в сочетании с искусным подбором цветовой гаммы сделали полотна Клее шедеврами искусства, а его самого — гением.

Картины начала 20-х годов

Одной из наиболее ярких работ авангардиста можно назвать «Диану на осеннем ветру» (1921 г.). В небрежных линиях, оставленных художником на бумаге, чётко просматривается стройный силуэт молодой женщины. Изображая, как ветер поднимает листья и развевает лёгкую ткань платья, Клее удачно создал иллюзию движения в застывшей форме. Благодаря мягким и тёплым краскам картина кажется ещё более динамичной, воздушной и музыкальной. От барышни веет беззаботностью и оптимизмом, и это настроение передаётся созерцающим картину зрителям. Но в полотне чувствуются и грустные нотки: динамичность изображения намекает на то, что молодость быстротечна и не за горами осень жизни, от которой невозможно спрятаться.

Противоположные чувства вызывает геометрический рисунок художника «Сенекио», созданный в 1922 г. С полотна на зрителя смотрит актёр-комедиант с неестественно круглой, похожей на маску, головой. Его лишённое пропорций лицо разделено на несколько разноцветных прямоугольников, а кроваво-красные глаза глядят в разные стороны. Несмотря на то, что в картине присутствует приятная цветовая гамма, от неё веет холодом и тревогой. Изобразив посредством геометрических фигур лицо актёра, художник попытался передать его внутренний мир, напрямую зависящий от перевоплощений на сцене.

Описание «Кошки и птицы»

Пауль Клее любил домашних животных и нередко рисовал их на холсте. В 1928 г. он создал свою знаменитую работу «Кошка и птица». Картина написана маслом и хранится в нью-йоркском Музее современного искусства. Полотно украшает песочно-жёлтая голова кота, на лбу которого нарисована маленькая розовая птичка. Животное здесь выступает в роли охотника. Оно заприметило свою жертву и не сводит с неё огромных зелёных глаз. Беззаботная птичка не догадывается, что её судьба предопределена и через несколько секунд ей предстоит погибнуть в пасти кровожадного хищника. Спастись птахе не удастся. На это намекает и её кровавый цвет, и мишень, нарисованная Клее прямо над её туловищем.

Предсмертное творчество

До самой кончины продолжал творить Пауль Клее. Картины его последних лет ещё больше напоминали детские рисунки. К числу последних работ мастера относится «Смерть и огонь». Она была создана в 1940 г., когда гений был сильно болен. Примитивные линии в сочетании с мрачными красками передают внутренние переживания Клее. На переднем плане картины изображена смерть, чьё лицо изуродовал страшный оскал. За ней виднеется охватившее почти весь горизонт пламя, приближающееся к безрукому человеку. Вероятнее всего, в образе этого персонажа Клее изобразил самого себя, чувствующего приближение смерти и понимающего свою беспомощность перед ней.

Несмотря на тяжёлую болезнь, последний год жизни стал для художника очень продуктивным. Создав свой особый, ни на что не похожий стиль написания, Клее остался верным ему до последнего вздоха.

КЛЕЕ ПАУЛЬ

(род. 18.12.1879 г. – ум. 26.06.1940 г.)

Выдающийся швейцарско-немецкий живописец и график, создатель особого художественного языка, мастер зашифрованных цветовых композиций, один из лидеров экспрессионизма.

Автор более трех тысяч рисунков, картин и акварелей.

Член Мюнхенского объединения «Синий всадник» (с 1911 по 1914 г.).

Участник многочисленных выставок: в Берне (1910, 1930 гг.), в Берлинской галерее Флехтхейма и Нью-Йоркском музее современного искусства (1930–1931 гг.) и др.

Преподаватель «Баухауза» – Высшей школы строительства и художественного конструирования в Веймаре (с 1920 по 1930 г.).

Автор научных и учебных работ «Творческое вероисповедание» (1920 г.) и «Педагогические эскизы» (1925 г.).

Все мы порой в задумчивости водим по бумаге карандашом или ручкой, не обращая внимания на бессознательно рожденный рисунок и уж конечно не считая это творчеством. Для Пауля Клее этот процесс являлся началом большой игры, в ходе которой создавалась новая вселенная: «Точка приводится в движение и производит одномерную линию. Движением линий создается плоскость, движение плоскости дает объем: пространство, тело, мир». На подобных утверждениях основывалось искусство этого «сумрачного швейцарского гения», считавшегося одним из наиболее оригинальных и изобретательных художников XX века.

Волею судьбы Паулю Клее скорее предназначалось быть творцом миров музыкальных, а не живописных. Пауль родился в Мюнхенбукзее, неподалеку от Берна. Его отец, Ганс Клее, был учителем музыки в кантональной семинарии Хофвиля в Берне. Мать, Ида Мария Фрик, прекрасно пела. С семи лет Пауль начал учиться игре на скрипке. И не безуспешно: в одиннадцатилетнем возрасте он уже выступал в составе Бернского концертного оркестра. Но все же тяга к изобразительному искусству победила даже любовь к Баху, Бетховену и Моцарту.

Дома, в Берне, он стал бакалавром гуманитарных наук. А в 1898 г. юноша отправился в Мюнхен, чтобы получить художественное образование. Сначала он брал частные уроки живописи, а потом поступил в Академию художеств. Здесь его учителями стали Генрих Книрр, Вальтер Зиглер и последователь стиля модерн Франц фон Штук.

Завершив обучение, Клее вместе со своим другом, скульптором Германом Халлером, отправился путешествовать. Рим, Неаполь, Флоренция – города, манящие любого художника природой, архитектурой, творческим наследием классиков. От всего этого у Пауля захватило дух. Но больше всего его поразил… неаполитанский аквариум! Он и не догадывался, что бывают существа такой затейливой формы. Позже Пауль напишет знакомому художнику: «Изучайте естественные пути Создателя… Это – наилучшая школа. Исходя из природы, вы, быть может, придете к собственным формам».

В Берн молодой человек вернулся полный дум о высоких материях. Но здесь ему пришлось столкнуться с будничными проблемами: где начинающему художнику взять средства на существование? Клее вспомнил былое и до 1906 г. работал музыкантом муниципального оркестра. Но изобразительное искусство не бросил: появляются рисунки, гравюры, акварели. Все его работы созвучны стилю модерн, в них чувствуется стремление вырваться из академических рамок. Клее много экспериментировал с цветом, светотенью («Сцена в саду, лейка, кошка, красный стул», 1905 г.). В его ранних работах ощутимо влияние модного тогда Югендстиля с его глубоким символизмом.

В 1906 г. Клее обзавелся семьей. Его супругой стала пианистка Лили Штумпф. Молодожены переехали из Берна в Мюнхен, где Лили стала зарабатывать преподаванием, а Пауль – сатирическими рисунками. Через год у них родился сын Феликс.

В это время Клее сблизился с мюнхенскими авангардистами, познакомился с Кандинским, Макке, Марком, Явленским, Арпом. Путешествуя по Германии, он изучил творчество Рембрандта и Грюневальда. В 1908–1909 гг. Клее побывал на выставках Ван Гога и Сезанна. Увиденное потрясло художника. Но первая персональная выставка самого Клее, состоявшаяся в 1910 г., не увенчалась успехом. 56 его рисунков и гравюр не вызвали никакого резонанса. Но художник не разочаровался в искусстве и продолжил свои поиски.

«Синий всадник» – так называлось творческое объединение, в которое Пауль Клее вошел в 1911 г. Здесь приветствовалось все новое и в то же время «всадники» не останавливались ни на одном из современных течений. В объединение также входили многие друзья Клее: Кандинский, Явленский, Марк. Создаваемые в этот период художником произведения основывались на личных интуитивных впечатлениях. Их живописные формы были связаны с автоматическими, подсознательными ассоциациями и трактовались в явно нереалистической манере. Хотя до полной абстракции дело доходило редко. Среди работ этого периода наиболее типичной была картина «Мюнхен, центральный вокзал» (1911 г.).

Новую струю в творчество Клее внесла поездка в Тунис. Яркие южные краски Средиземноморья привели художника в восхищение: «Цвет захватил меня. Мне незачем гоняться за ним… это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет едины, я – художник», – писал он с восторгом в дневнике.

Цвет и форма – теперь необходимо было достичь равновесия между ними. И Клее погрузился в работу – 40 акварелей, сотни набросков… А тем временем в окружающем его мире намечались большие перемены: начиналась Первая мировая война. Художник не избежал мобилизации. Правда, ему не довелось побывать в окопах. Он занимался канцелярской работой и, как всегда, много рисовал. В его картинах появлялось все больше непонятного. И неудивительно, Клее сам как-то написал: «Чем ужаснее этот мир, тем абстрактнее искусство».

Демобилизовавшись, художник написал эссе об элементах графического искусства, которое затем вошло в его книгу «Творческое вероисповедание» (1920 г.). Теперь он будет уделять немало внимания теории. Ведь был накоплен большой творческий опыт: помимо многих картин незадолго до войны им создано 26 гротескных иллюстраций к «Кандиду» Вольтера.

В послевоенные годы к Клее пришло признание. Традиционные устои в обществе были подорваны, разочаровавшихся в реальной действительности становилось все больше, и потому интерес к фантастическому и потустороннему в искусстве возрос необычайно. Был издан альбом рисунков Клее, в Мюнхене состоялась его большая выставка. И, что самое важное, Клее предложили работу, а это для отца семейства было не лишним.

Педагогическая карьера Пауля Клее началась в январе 1921 г., когда он в качестве преподавателя впервые вошел в один из классов «Баухауза». Так называлась находящаяся в Веймаре Высшая школа строительства и художественного конструирования. Здесь обучали и художественным, и ремесленным навыкам. Пауль Клее читал лекции по курсам «Материал как цвет» и «Педагогические эскизы». На его картинах того времени чаще всего появлялись простые мотивы: луна, деревья, птицы («Вилла Р», 1919 г.; «Поющая машина», 1922 г.; «Золотая рыбка», 1925 г.). Порой его работы были похожи на рисунки гениального ребенка. Арсений Тарковский так писал о художнике:

Жил да был художник Пауль Клее

Где-то за горами, над лугами.

Он сидел себе один в аллее

С разноцветными карандашами.

Он хотел, чтоб линии и пятна,

Как кузнечики в июльском звоне,

Говорили слитно и понятно.

Появляется в работах Клее в этот период и «сложная геометрия»: углы, перспективы, параллели («Сцепление», 1920 г.; «Точка поражения», 1922 г.; «Гора зимой», 1925 г.). Кубические приемы для него – это не способ изобретения окружающего мира, а возможность для новой игры, игры с формой. Причем, как он считал, художнику необходимо отказаться от заранее продуманного плана. И названия картинам он давал, не опираясь на сюжет, а по вдохновению. Говорят, на стенах мастерской Клее висели незаконченные или готовые, но еще безымянные картины. Художник часто проходил мимо них и иногда улавливал на одном из полотен какую-то новую черту, что-то похожее на некий предмет. Его именем работу и «крестил». Бывало и такое, что Клее просто-напросто разрезал готовую картину на части, а потом по типу коллажа собирал новую, уже абсолютно не похожую на прежнюю. Он много экспериментировал с техникой живописи, создавал картины, элементами которых были полосы и решетки, как, например, на полотне «Главные и окольные пути» (1929 г.). Писал художник восковыми, масляными, клеевыми красками по джутовой или бумажной основе.

В 1928 г. «климат» в «Баухаузе» изменился. И не в лучшую сторону. В 1931 г. Клее ушел из этой школы в Академию техники живописи в Дюссельдорфе. Но когда пришли нацисты, любое далекое от реализма искусство было заклеймено как дегенеративное. И Клее, один из «дегенератов», вынужден был уехать в Швейцарию.

Там он тяжело заболел. Редкое кожное заболевание – склеродермия – привело к ограничению мускульной подвижности. Для художника, работа которого заключается в точных, едва уловимых движениях рук, это было подобно смерти. Но Клее все равно рисовал. Картины этого периода отличают широкие движения кисти, укрупнение форм («Революция виадуков», 1937 г.). Однако его творчество все больше приобретало мрачный оттенок. Художник предчувствовал смерть («Проект», 1938 г.; «Мрачное путешествие на корабле», 1940 г.; «Смерть и пламя», 1940 г.). Кажется, что плоскость многих его работ словно треснула. Этого эффекта Клее достигал несколькими росчерками черной краски («Игра на литаврах», «Раненый»). Символы сменились музыкальным ритмом рун, знаков, идеограмм. Изображение было похожим на стенографирование. Все чаще на полотнах живописца появляется фигура летящего ангела.

Клее умер в возрасте шестидесяти лет в Муральто, под Локарно, так и не получив швейцарского гражданства. Оно было присвоено художнику на следующий день после смерти. Поздно. Он отправился туда, куда так стремился прийти в своем творчестве – по ту сторону реальности. Художник считал, что искусство «не передает только видимое, а делает зримым тайно постигнутое». И потому его произведения, погруженные в истоки художественного вдохновения, стали началом современного искусства. «По-сюсторонне меня не постичь. Ибо как раз пребываю средь мертвых и среди не рожденных. Несколько ближе к Вселенной, чем водится. И все же недостаточно близко…» – такая надпись высечена на могиле выдающегося мастера живописи XX века.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Музей Пауля Клее (Берн, Швейцария) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Германо-швейцарский художник Пауль Клее более половины жизни прожил в Швейцарии, где и создал большую часть своих живописных работ. Творческое наследие художника насчитывает более 9 тыс. полотен, из которых около 4 тыс. хранятся в музее его имени в Берне — картины, акварели и рисунки. Идея основания музея возникла после того, как приёмная дочь Клее передала почти 700 работ художника городу и кантону Берна. В дальнейшем будущую коллекцию музея пополнили более 200 работ из частных собраний. Помимо прочего здесь можно ознакомиться с вехами жизни живописца и послушать концерты классической и современной музыки.

Экспозиция Музея Пауля Клее постоянно меняется и обновляется. Из 4 тыс. работ, содержащихся в хранилищах, одновременно выставляется не более 120—150, поэтому посещать выставку интересно и в пятый, и в десятый раз.

Немного истории

Музей и центр Пауля Клее — одна из «свежайших» достопримечательностей Берна, буквально напичканная всякими мультимедиа-штуками (чем, видимо, и объясняется немаленькая стоимость посещения). Музей был построен по проекту итальянского архитектора Ренцо Пиано («перу» которого принадлежит также музей NEMO в Амстердаме и небоскрёб Aurora Palace в Сиднее) и принял первых посетителей в июне 2005 г. С более чем 1750 кв. м выставочных площадей музей считается одним из крупнейших в Европе.

Что посмотреть

Пауль Клее создавал свои уникальные фантазийные картины, вдохновляясь творчеством кубистов и конструктивистов, но делая особый акцент на цвете. Прожив более 40 лет в Швейцарии (здесь Клее родился и умер), художник, чьё искусство в Германии было отнесено к «дегенеративному», стал одним из лидеров движения авангардистов в Европе на рубеже 19 и 20 веков. Имя Клее называют в числе основоположников модернизма.

Даже столь внушительная площадь выставочных залов музея не в силах вместить всё творческое наследие Пауля Клее, так что экспозиция его работ постоянно меняется и обновляется. Из 4 тыс. работ, содержащихся в хранилищах музея, одновременно выставляется не более 120—150, поэтому посещать выставку интересно и в пятый, и в десятый раз. В числе признанных шедевров — абстрактный «Парк у Лю», «Портрет эмоциональной дамы», «Рыбаки» и «Пейзаж у Аре». Также здесь можно посетить постоянную экспозицию, рассказывающую о жизни художника, чтобы узнать, например, что любимым напитком герра Пауля было хорошее красное вино, а главным хобби — кулинарное искусство.

Помимо живописных работ музей располагает собранием рукописей и конспектов Клее периода 1921—1931 гг., связанных с его преподавательской работой в Баухаусе. Ещё в музее регулярно проводятся выставки современников и единомышленников Клее. Особая гордость музея — обучающий детский центр Creaviva.

Адрес и время работы

Адрес: Monument im Fruchtland, 3; от железнодорожного вокзала сюда можно быстро добраться на автобусе № 12 до остановки Zentrum Paul Klee.

Музей расположен в Шёнгруне, на юго-востоке города. Добраться сюда можно на автобусе № 12 или трамвае № 7 (оба маршрута до конечной остановки) либо автобусе № 10 до остановки «Кладбище Шоссхальден».

Время работы: со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00, понедельник — выходной.

Вход: 20 CHF.

Веб-сайт: zpk.org.

Цены на странице указаны на апрель 2021 г.

Биографии

Пауль Клее (18.12.1879-29.06.1940) – немецкий и швейцарский художник и график, разработавший странный, сказочный художественный язык, посредством которого он хотел изобразить мир, лежащий по ту сторону действительности.

Клее родился в Мюнхенбухзее под Берном (Швейцария), его отец был учителем музыки в кантональной семинарии Хофвиля. Уже в семилетнем возрасте Пауль начал заниматься игрой на скрипке и через четыре года выступал в составе Бернского концертного оркестра. Тем не менее он решил стать художником, а не музыкантом.

Пауля Клее с полным правом можно назвать пионером модернизма. Свое кредо он сформулировал в начатом в 1918 году сочинении «Творческое вероисповедание»: на первом плане должно стоять не максимально точное отображение реальности, а ее индивидуальное восприятие. «Новое искусство формирует не предметы, а ощущения по отношения к предметам. Художник воспроизводит не саму природу, а скорее закон природы»,- записал Клее в своем дневнике в июне 1905 года. Таким образом, он описывал существенный принцип своего творчества. Клее сам придумывал невидимые, но органически возможные формы. Созданные им картины с чисто визуальной точки зрения поддаются совершенно различным толкованиям.

Долгое время господствовало мнение, что абстрактные художники отвернулись от природы, не придают ей большого значения. Этому утверждению никто так не противоречит, как Пауль Клее, отличавшийся глубочайшей привязанностью к природе. В основу всех его работ заложены наблюдения природы, будь то ландшафт, ботаника, космос… Одному приятелю, художнику и педагогу, он советовал: «Изучайте естественные пути Создателя, возникновение, функции и формы. Это — наилучшая школа. Исходя из природы, вы, быть может, придете к собственным формам». Пауль Клее интересовался естественными науками, изучал сложные математические взаимосвязи. Исходя из убеждения, что между природой и искусством существует тесная связь, Пауль Клее создавал свою графику и рисунки. Маслом он стал писать лишь в поздние годы.

Источник своего творчества Клее видел в инстинктивных ощущениях. Искусствовед, профессор Вернер Хафтманн, прочитав записи Клее, так описывал это: «Он исходит не из уже сформированных, визуальных картин природы, он начинает с самой картины. Призванный к действию в момент вдохновения, он начинает безо всякого сознательного, а уж тем более нацеленного на тему намерения». В результате произведения Клее вырастали подобно, например, растениям. Они не осуществлялись в обычном смысле слова, а постепенно образовывались из первоначального хаоса.

Пауль Клее родился 18 декабря 1879 года в Мюнхенбукзе под Берном в Швейцарии. Его отец родом из Тюрингии, предки матери — из Франции и Швейцарии. Отец был музыкантом и преподавал на семинаре для учителей. Мать по образованию была тоже музыкальным педагогом. Атмосфера в доме была насыщена музыкой, и в семь лет мальчик начал учиться играть на скрипке. Любовь к Баху, Бетховену и Моцарту наложила отпечаток на всю его жизнь, он привносил ее в свою живопись, рисуя «с музыкой в глазах».

Рисовать учила его бабушка по материнской линии. В девятнадцать лет Клее уже учился в Мюнхене у Хайнриха Книрра, а осенью 1900 года его приняли в академический класс Франца фон Штука. Путешествуя по Европе, Клее не только знакомился с произведениями классических художников, но и создавал свои офорты. В 1906 году он женился на пианистке и педагоге Лили Штумпф и поселился с ней в Мюнхене. В том же году впервые выставил свои офорты. Его живописью на стекле никто особо не интересовался. Спустя четыре года у Пауля Клее в Берне состоялась первая персональная выставка рисунков, офортов и акварелей. Резонанс на нее был слабый, что расстроило художника.

В том же году, когда Клее было уже тридцать лет, он написал свою первую картину маслом. Работать с масляными красками ему было трудно, он делал многочисленные эскизы, но оставался неудовлетворенным результатом. В 1911 году Клее вступил в мюнхенское объединение «Синий всадник», куда входили и русские художники. Творческое объединение поддерживало все новые формы выражения в искусстве, не отдавая предпочтения какому-либо определенному стилю.

В 1914 году Клее едет в Париж, и в его жизни наступает перелом. После длительных бесед с друзьями — Василием Кандинским и Францем Марком — Пауль Клее начал ощущать доверие к собственной колористике. «Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник»,- записал он в дневник. В 1916 году его призвали в армию, где он до демобилизации (в 1919 г.) занимался канцелярской работой, что не мешало ему писать картины.

Клее начал показывать свои работы на многочисленных выставках, и, при всей неоднозначности их восприятия, появились ценители его творчества. В 1920 году его пригласили в Веймар, где он стал педагогом в «Баухаузе» — Высшей школе строительства и художественного конструирования. При своем создании школа объединила в себе веймарскую Высшую школу изобразительных искусств и училище прикладного искусства и должна была содействовать всем изобразительным искусствам, но под эгидой зодчества. Неотъемлемой частью творческого процесса считались здесь ремесленные навыки. Пауль Клее десять лет преподавал в «Баухаузе», а в 1931 году он стал профессором Дюссельдорфской академии. В 1933 году национал-социалисты вынудили его уволиться, а его искусство было объявлено «вырожденным». Клее эмигрировал в Берн, где в 1935 году заболел склеродермией — смертельным кожным заболеванием. 29 июня 1940 года в 60-летнем возрасте он умер.

Пауль Клее являлся одним из лидеров экспрессионизма, был близок к сюрреализму. В его произведениях есть ощущение гармонии, почти музыкальных созвучий. Особенно это чувству-

ется в его натюрмортах и в такой работе, как написанная в 1920 году «Оттепель в Арктике». Из типичных своих форм и красок создал Клее в 1919 году «Композицию», которая находится теперь в Штутгартской картинной галерее.

Пауль Клее призывал делать невидимое видимым, стремился воспринять больше, чем в состоянии воспринять высокочувствительная камера, он поставил себе задачу «предельно дифференцированно исследовать» мир. Пожалуй, ни у одного другого художника теоретические выкладки и творческое действие не дополняют друг друга с такой полнотой, как у Пауля Клее. Сложенная им строфа — она стала его надгробной надписью — гласит: «Посюсторонне меня не постичь. Ибо как раз пребываю средь мертвых и среди нерожденных. Несколько ближе к Вселенной, чем водится. И все же недостаточно близко…»

Пауль Клее оставил более трех с лишним тысяч рисунков, картин маслом и акварелей.

Казалось бы, совсем простая тема: рыба в воде, но из нее Пауль Клее сделал полную напряженности картину «Золотая рыбка» в 1925 году. Рыбка своим молодым свечением, угрожающими «колючками» и зловещим взглядом держит зрителя на почтительном расстоянии. На периферии картины в подвижной воде плавают водоросли и другие рыбы, тогда как в непосредственном окружении «золотой рыбки» царит глубокая тьма и абсолютный покой: добро и зло, статика и динамика противостоят друг другу.

В поздний период творчества Пауль Клее пытался создать «спиритическое цветосветовое пространство» и обратился к пуантилизму (от франц. pointiller — «писать точками»). Эта живописная система предполагает письмо мелкими мазками правильной, точечной формы. При этом Клее предпочитал темперу на бумаге. Одна из наиболее известных его работ этого времени — «Кресты и колонны» (1931).

В 1937 году художник написал картину «Революция виадуков», одну из важнейших в своем творчестве возможно, словно бы очеловеченные арки мостов символизируют здесь марширующие нацистские дивизии. Впрочем, некоторые искусствоведы истолковывают эту картину как критику художником статичного зодчества его времени. Пауль Клее всегда стремился противопоставить статике динамику. С предложениями пишите.Контакты. Главная Поэзия XX века Русская поэзия Зарубежная Поэзия и Проза. Документальные фильмы Сказки В мире интересного Художественные фильмы СССР

Click here

П. Клее Кле́е Пуаль (Klee) (18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, близ Берна — 29 июня 1940, Локарно) — швейцарский художник, живописец, график, теоретик искусства; лидер экспрессионизма, член «Синего всадника»; тяготел к абстрактному искусству, к музыкальности колористичных созвучий. Редактировать

Биография

Пауль Клее учился в Мюнхене у Книрра и в Академии художеств у Франца Штука (1898-1901). Совершив в 1901-1902 годах поездку в Италию, он вернулся в Берн, где занимался главным образом графикой (серия гравюр на цинке «Инвенции», 1903-1904). После кратковременного пребывания в Париже (1905) и Берлине (1906) художник обосновался в Мюнхене, где в 1911 году, сблизившись с В.В. Кандинским, примкнул к объединению «Синий всадник». При втором посещении Парижа (1912) состоялось его знакомство с Р. Делоне, с живописью Пикассо и Брака. Редактировать

Творчество

Важным событием в творческой биографии Клее стала поездка в Тунис в апреле 1914 года, где пробудился колористический дар художника («По мотиву Хаммамета», 1914, Базель, Художественный музей; «Кайруан (Отъезд)», 1914, Ульм, городской музей). Не расставаясь с графикой, он активно занялся живописью. После военной службы (1916-1918) Клее вернулся в Мюнхен, где в 1920 году в галерее Гольца состоялась его персональная выставка. В 1921 году Клее, по приглашению В. Гропиуса, приступил к работе в Баухаузе, где вел занятия в мастерских книжного переплета, витража, текстиля, и в качестве мастера формы читал курс композиции. Разработанная им теория формообразования основывалась на представлении о единых закономерностях, управляющих процессами морфогенеза в природе и в художественном творчестве. Содержание теории и вытекающие из нее приемы построения динамически развивающейся формы представлены художником в двух изданных Баухаузом книгах: «Пути изучения природы» (1923) и «Книга педагогических эскизов» (1925). Дружба с В. В. Кандинским обрела в эти годы характер тесного и плодотворного общения. В 1924 году Клее вступил в основанное Кандинским объединение «Синяя четверка».

Баукхаузский период

Период работы в Баухаузе — в Веймаре, затем в Дессау (по 1930) — стал периодом наивысших творческих достижений Клее. Определяется его индивидуальный метод, рационально обоснованный в процессе преподавания. В каждой композиции выдерживается тот или иной принцип системной организации — формальная структура, или, по выражению Клее, «анатомия» картины. Зрительные отношения между абстрактными элементами непрерывно меняются, порождая ряды неустойчивых, миражирующих образов. «Параллельные фигурации» сопровождаются поэтическими названиями, стимулирующими воображение зрителя («Комедия», 1921, Лондон, Галерея Тейт; «Керамическое (Эротическое) Религиозное», 1921, Берн, Художественный музей; «Магический театр», 1923, Берн, Художественный музей; «Шут в трансе», 1929, Кельн, Музей Людвига). Обладая значительными познаниями в истории литературы, музыки, философии, мифологии, Клее расширял свой горизонт, путешествуя главным образом по Европе. В 1926 году он посетил Италию, в 1927 году — Корсику, в 1928 году — Бретань и Египет, в 1929 году — провинцию басков в Испании, в 1931 году — Сицилию и Северную Италию. Его картины и акварели наполняются культурно-историческими аллюзиями, полученные в путешествиях непосредственные впечатления претворяются в обобщенные, многоплановые образы. «Открытая книга» (1930, Нью-Йорк, Музей С. Гугенхейма) вызывает ассоциации со старинной инкунабулой, с древними каменными плитами, хранящими таинственные письмена, а в картине «Ad Parnassum» (1932, Берн, Художественный музей), выполненной в точечной дивизионистской манере, античные реминисценции сливаются с воспоминаниями о мозаиках Равенны и Венеции. Будучи почти профессиональным музыкантом, Клее искал в своих абстракциях зрительные эквиваленты тональных и ритмических отношений в музыке («Главный и окольные пути», 1929, Кельн, Музей Людвига; «Старинное звучание. Абстракция на черном фоне», 1925, Базель, Художественный музей).

Последние годы

В 1931 году Клее, покинув Баухауз, стал профессором Дюссельдорфской академии художеств. В 1933 году, спасаясь от нацистского режима, вернулся на родину, в Берн. Тяжелое заболевание, настигшее художника в 1930-е годы, привело к значительному ограничению мускульной подвижности. Несмотря на скованность движений, Клее продолжал писать. Картины этого времени, написанные широкими движениями кисти, отличаются лаконичностью укрупненных форм («Голос из эфира», 1939, Лондон, Музей Виктории и Альберта; «Любовная песнь в новолуние», 1939; «Наскальная флора», 1940, обе — Берн, Художественный музей). В работах, выполненных незадолго до смерти, проникнутых трагическим предчувствием конца, форма редуцируется до нескольких черных росчерков, разрывающих, подобно трещинам, картинную поверхность («Играющий на литаврах», «Раненый», «Смерть и огонь», все — 1940, Берн, Художественный музей). Искусство Клее, с присущими ему чертами сосредоточенной медитативности, меланхоличного юмора, изысканных цветовых гармоний, получило общемировое признание как одно из высших достижений художественной культуры 20 века. Автор: Комик Старинное звучание Любовная песнь в новолуние Открытая книга Сенекио Девственница на дереве К Парнасу Редактировать

Литература

  • Подорога В. Точка-в-хаосе. Пауль Клее как тополог // Вопросы искусствознания. 1994, № 4. С. 387-411.
  • Шевалье Д. Пауль Клее. М., 1995.
  • Grahmann W. Paul Klee. London, 1954.
  • Plant M. Paul Klee: Figures and Faсes. London, 1978.

Смотри также

Синий всадник Баухауз Дивизионизм Абстрактное искусство Экспрессионизм Явленский Алексей Маке Огюст Марк Франц Кандинский Василий Васильевич Статья находится в рубриках

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий