О компании
 Услуги
 Отзывы
 Вопрос - ответ
 Публикации

812 717-90-39
Санкт-Петербург, ул. Гончарная, д.14 
194 112 867

Статьи

Командировочные расходы и себестоимость

Г.А. Могилевский

Прежде всего хотелось бы отметить, что хотя арбитражная практика, очевидно, еще не имела дела с главой 25 НК РФ, однако выводы судов, основанные на ранее действовавшем Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (далее -- Положение о составе затрат) применимы и к ситуациям, которые возникнут в ходе применения главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ.

Налоговые органы очень часто в ходе выездных проверок доначисляют налог на прибыль в связи с отнесением на себестоимость командировочных расходов, связанных с приобретением основных средств. Принято считать, что данные затраты имеют капитальный характер и должны относиться на стоимость основных средств.

При этом налоговые органы ссылаются на пункт 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н, и пункт 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 20.07.98 N 33н.

В арбитражной практике некоторых судов такая позиция подтверждения не нашла.

Согласно подпункту "и" пункта 2 Положения о составе затрат в себестоимость включаются затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью. Данная норма не содержит никаких исключений, связанных с командировочными расходами при поездках с целью приобретения основных средств.

Положение по ведению бухучета хоть и зарегистрировано в Минюсте РФ, но имеет меньший статус в иерархии нормативных актов, чем постановление Правительства РФ, так как ПБУ и методические указания по их применению утверждены приказами Минфина РФ.

Ссылка налоговой инспекции на Положение по бухгалтерскому учету необоснованна, так как оно не регулирует и не может регулировать вопросы, связанные с себестоимостью продукции, а устанавливает методические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах и является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации (постановление ФАС Центрального округа от 21.10.99 N 81/10).

Иными словами, нормативные акты по бухгалтерскому учету применимы к правилам налогообложения только в том случае, если налоговое законодательство, к которому, в частности, относится и Положение о составе затрат, не устанавливает иное. Именно такой принцип и закреплен в пункте 1 статьи 11 НК РФ.

Налоговые органы также признают необоснованным отнесение на себестоимость затрат по командировкам, не давшим конкретного результата в виде заключенных договоров.

При этом делается ссылка на те же нормативные акты, что и в случае с командировкой по приобретению основных средств.

Данная позиция налоговых органов также не поддержана судами.

Подпункт "и" пункта 2 Положения о составе затрат отнесение указанных командировочных расходов в себестоимость не ставит в зависимость от итогов командировки (удачная или неудачная). В Положении о составе затрат не подразделяются виды и цели командировочных расходов. Единственный критерий, который имел в виду законодатель, это то, что командировочные расходы должны быть связаны с производственной деятельностью (постановление ФАС Центрального округа от 21.10.99 N 81/10).

Законодательство о налоге на прибыль и, в частности, Положение о составе затрат не содержат условий о том, что затраты на предпринимательские риски, не увенчавшиеся успехом, не должны уменьшать налогооблагаемую прибыль. Наоборот, в Законе о налоге на прибыль есть норма, позволяющая уменьшать прибыль текущего года на суммы, направленные на погашение убытка прошлых лет. В конце концов, даже отрицательный результат от командировки -- это тоже результат.

Мнение о том, что указанные затраты должны относиться на стоимость реализованных или приобретенных товаров, необоснованно, так как целью некоторых поездок может быть и не реализация конкретных товаров, а поиск потенциальных покупателей.

ИМНС в такой ситуации часто ссылаются на первые строки Положения о составе затрат, из которых, якобы, следует главный принцип всего этого документа -- прямая связь с производством.

Вместе с тем, непосредственная связь с производством касается только затрат, указанных в подпункте "а" пункта 2 Положения о составе затрат. Ссылка ИМНС на пункт 1 Положения о составе затрат также не может быть принята, поскольку в этом пункте дается лишь понятие себестоимости, перечень конкретных затрат дается законодателем ниже.

Служебная командировка по своему характеру является деятельностью по управлению производством, то есть связана с производством независимо от последующих результатов самого производства. Отрицание производственного характера командировки означает отрицание самого факта командировки (постановление ФАС Московского округа от 27.06.01 по делу N КА-А40/1255-01).

Затраты по командировке с целью налаживания хозяйственных связей могут быть отнесены к затратам по управлению производством, поскольку такая деятельность направлена на обеспечение условий функционирования предприятия в целом (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2000 по делу N А56-12558/00).

______________

Copyright ї 'Арбитражная налоговая практика', 2001, N 5.