О компании
 Услуги
 Отзывы
 Вопрос - ответ
 Публикации

812 717-90-39
Санкт-Петербург, ул. Гончарная, д.14 
194 112 867

Статьи

Какая ликвидация правильная

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.04 № 84

"О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" (опубликовано в приложении "Официальные документы" № 34, 2004)

Подробнее: Какая ликвидация правильная

Приказано уничтожить! ликвидация – добровольно или принудительно

Приказано уничтожить!
Такова уж российская действительность, что вопрос о ликвидации – добровольно или принудительно – рано или поздно встает практически перед каждым предприятием. Владельцы в свою очередь оставляют эту проблему на совесть бухгалтеров.

Подробнее: Приказано уничтожить! ликвидация – добровольно или принудительно

Ликвидация предприятий

Скоро конец года и у вас появилась необходимость ликвидировать или перерегистрировать ваше предприятие.

Ликвидация предприятия влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст.61 ГК РФ). Предприятие может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Также может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. В добровольном порядке предприятие может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников), в том числе в связи с истечением срока, на который оно создавалось, с достижением цели, ради которой оно создавалось.

Подробнее: Ликвидация предприятий

Принудительная ликвидация

Акционеры и топ-менеджеры будут в принудительном порядке ликвидировать компании, за которыми числятся долги, но фактически их деятельность приостановлена. В противном случае не только им, но и «теневым директорам» придется расплачиваться собственным имуществом по долгам недействующего юридического лица. Такой законопроект разработан в Минэкономразвития и в мае будет внесен на рассмотрение правительства. По мнению разработчиков, эти меры направлены в том числе на борьбу с фирмами-однодневками.

Подробнее: Принудительная ликвидация

Операция по ликвидации

Д. Александрова, редактор-эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Мы предполагаем, а жизнь располагает, и вполне вероятно, что бизнес, на который учредитель делал ставки, не оправдает его ожиданий. Причин тому может быть масса: от неумения постоять за себя в конкурентной борьбе до банального просчета. Как бы то ни было, проводить свое детище в последний путь можно лишь путем ликвидации. Данная процедура пугает своей сложностью, а потому многие предпочитают с ней не связываться, обрекая себя на пожизненную сдачу «нулевых» балансов. Но стоит ли идти на такие жертвы?

Подробнее: Операция по ликвидации

Пошаговая ликвидация

Учредители единогласно решили ликвидировать компанию. Обзвонив тысячу фирм, которые предлагают услуги по ликвидации фирмы, а точнее, «избавления» от нее разными способами, вы решили пройти этот тернистый путь самостоятельно. Чтобы не запутаться в порядке ликвидации, рассмотрим все шаги, которые необходимо сделать работникам фирмы.

Шаги к ликвидации

Шаг № 1

Первым делом участники должны сообщить о начале ликвидации в уполномоченный государственный орган (п. 1 ст. 62 ГК). На сегодня таким органом является ФНС. Именно она с 1 июля 2002 г. вносит записи о создании, реорганизации и ликвидации компаний в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Сообщить в налоговую службу о начале ликвидации нужно по форме № Р15001 (утверждена постановлением правительства от 19 июня 2002 г. № 439). Порядок заполнения формы можно найти в методических разъяснениях, утвержденных приказом ФНС от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@. Обратите внимание: для того, чтобы известить налоговиков, у вас есть всего три дня с момента принятия решения о ликвидации. Если вы опоздали, директора фирмы могут оштрафовать на 5000 рублей (п. 3 ст. 14.25 КоАП).

Шаг № 2

Решив ликвидировать фирму, ее участники должны назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора). О создании такой комиссии также нужно сообщить налоговикам. Сделать это вы должны по форме № Р15002 (утверждена постановлением правительства от 19 июня 2002 г. № 439 в редакции постановления правительства от 26 февраля 2004 г. № 110).

Как только ликвидатор назначен, к нему переходят полномочия по управлению делами организации. В том числе выступление в суде от имени ликвидируемой фирмы (п. 3 ст. 62 ГК).

Шаг № 3

Первым действием ликвидатор должен опубликовать объявление о ликвидации в журнале. В объявлении нужно сообщить не только о факте ликвидации фирмы, но и о времени, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования к компании. Имейте в виду, что этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации (п. 1 ст. 63 ГК). Обратите внимание на выбранное издание, в нем должны публиковаться данные о государственной регистрации юридического лица.

Шаг № 4

После того, как объявление о ликвидации размещено, нужно провести инвентаризацию имущества фирмы и ее обязательств. В ее ходе ликвидационная комиссия должна выявить всех кредиторов компании и письменно известить их о том, что фирма находится в стадии ликвидации. Не нужно забывать и об интересах собственников: комиссия должна приложить все усилия для получения дебиторской задолженности (п. 1 ст. 63 ГК).

Шаг № 5

Как было сказано выше, в объявлении о ликвидации вы должны были указать срок, в течение которого кредиторы могут предъявлять свои требования. Если он истек, значит, настала пора составлять промежуточный ликвидационный баланс. В нем должны содержаться сведения о составе имущества фирмы и перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК). Баланс должны утвердить учредители компании.

Промежуточный ликвидационный баланс нужно предоставить в налоговую инспекцию вместе с уведомлением по форме № Р15003 утверждена постановлением правительства от 19 июня 2002 г. № 439 в редакции постановления правительства от 26 февраля 2004 г. № 110.

Налоговики проведут выездную проверку ликвидируемой фирмы. Причем независимо от того делали ли они это раньше. Проверят три года, предшествующие ликвидации (п. 11 ст. 89 НК).

Шаг № 6

Теперь настала пора рассчитаться с долгами. Однако имущества фирмы может не хватить для того, чтобы удовлетворить требования всех кредиторов. Даже после того, как фирма распродаст все свое имущество.

В связи с этим в Гражданском кодексе установлена очередность удовлетворения требований (п. 1 ст. 64 ГК). Требования кредиторов второй очереди можно удовлетворить только после того, как полностью погашены долги первой очереди и так далее. Исключение — обязательства, обеспеченные залогом (п. 2 ст. 64 ГК). Если денег не хватает, их нужно распределить между кредиторами соответствующей очереди пропорционально сумме долга.

Итак, кредиторы первой очереди — это граждане, перед которыми фирма несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.

Долги второй очереди — это зарплата и выходные пособия сотрудникам фирмы, а также авторские вознаграждения.

В третью очередь нужно погасить задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами.

И, наконец, в четвертую очередь нужно выплатить долги всем оставшимся кредиторам.

Шаг № 7

Как только ликвидатор рассчитается со всей очередью кредиторов, следующий шаг — составление ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс также утверждается учредителями организации (п. 5 ст. 63 ГК). Это последний баланс фирмы за время ее существования. В нем фактически будет содержаться информация об имуществе организации до расчетов с учредителями.

Шаг № 8

Все имущество, которое осталось после погашения долгов (если, конечно, что-нибудь осталось), передается учредителям фирмы. Если фирма была создана в форме общества с ограниченной ответственностью, в первую очередь нужно распределить между собственниками невыплаченную часть прибыли. А потом и все оставшееся имущество фирмы пропорционально вкладам в уставный капитал (ст. 58 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Порядок распределения имущества при ликвидации акционерного общества описан в статье 23 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

После распределения имущества между собственниками фирма должна закрыть все свои счета в банках.

Шаг № 9

Для того чтобы завершить ликвидацию, вы должны представить в налоговую инспекцию следующие документы (ст. 21 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ):

  • заявление по форме № Р16001 (утверждена постановлением правительства от 19 июня 2002 г. № 439, в редакции постановления правительства от 13 декабря 2005 г. № 760), подпись руководителя ликвидационной комиссии или ликвидатора в заявлении должна быть заверена нотариусом,
  • ликвидационный баланс,
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Имейте в виду, что пошлина должна быть заплачена от имени лица, указанного в форме № Р16001 в качестве заявителя. Иначе налоговики могут отказать в ликвидации (письмо УФНС по г. Москве от 6 декабря 2005 г. № 09-17/89166). Величина пошлины составляет 400 рублей (пп. 1 п. 1, пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК).

Помимо указанных документов, налоговики обычно требуют номер и название журнала с объявлением о ликвидации.

Получив весь пакет документов, ФНС внесет запись о ликвидации фирмы в ЕГРЮЛ. После этого ликвидация считается завершенной, а фирма — прекратившая существование (п. 8 ст. 63 ГК).

<

Подробнее: Пошаговая ликвидация

Реконструкция и частичная ликвидация

Возможна ситуация, когда работы по реконструкции основного средства предусматривают и его частичную ликвидацию. В этом случае организацию может поджидать целый "букет" бухгалтерских и налоговых проблем.

Подробнее: Реконструкция и частичная ликвидация

Праздничный ажиотаж

В США на уцененные товары приходится более 60% продаж универмагов и сетей специализированных магазинов. А российские люди долгие годы про «сейлы» знали, в основном, из книжек и из рождественских репортажей журналистов, работающих на Западе . Мы все дружно смеялись над историями, как покупатели в распродажном ажиотаже хватали по 2-3 свадебных платья, не глядя на размер, а потом долго искали кого-нибудь, с кем можно было поменяться… Это было забавно, но совершенно не актуально для нас: в те времена (середина 80-х начало 90-х) мы в драках и давке приобретали даже самые нужные нам товары – молоко , хлеб, колбасу…

Подробнее: Праздничный ажиотаж

Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи

До недавнего времени интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи (ИМКМП) в большинстве случаев рассматривались как один из многих видов рекламы и определялись как «реклама в местах продажи» или «реклама в торговой точке». Такой подход недостаточно полно характеризует сущность интегрированных маркетинговых коммуникаций в местах продажи. Средства и приемы, используемые в практике данных коммуникаций, значительно шире. Мероприятия ИМКМП в большинстве случаев выходят за рамки использования только рекламных средств.

Подробнее: Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи

Не дайте себя кинуть!

Столкнуться с недобросовестными партнерами может каждый предприниматель. Как обезопасить себя от любителей "прокручивать" чужие деньги и откровенных мошенников?

ОПАСАЙТЕСЬ ОДНОДНЕВОК!

Для небольшой фирмы "Амур" с Дальнего Востока роковым стал несказанно выгодный контракт на реализацию сахарного песка. Удалось получить у крупного оптовика целых два вагона без предоплаты! А перспектива, которая маячила впереди, была еще более заманчивой. Партнеры пообещали: если товар будет быстро распродан, такие поставки станут регулярными. "Амур" запустил рекламу в местные газеты, и ему улыбнулась удача. Раздался звонок от покупателя, готового взять сразу 50 тонн!

Подробнее: Не дайте себя кинуть!